По состоянию на 1 января 2024 года количество выпущенных банковских карт превысило 449 миллионов штук. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни: банковская карточка (и не одна) есть почти у каждого жителя нашей страны. Банк выпускает карту сразу в двух форматах: виртуальном (отображение карты в интернет-банке) и физическом (пластиковая карточка, которую мы прикладываем к банкоматам и терминалам). В процессе использования платёжное средство может быть украдено, потеряно или скомпрометировано злоумышленниками. Предотвратить использование карты третьими лицами можно через блокировку. Разберёмся, как заблокировать карту Сбербанка и что делать в случае её потери.
Причины блокировки карты Сбербанка
Платёжное средство может заблокировать сам гражданин или банк-эмитент.
Наиболее распространённая причина блокировки карт гражданами – утеря или кража пластика. Злоумышленник не сможет снять деньги через банкомат (для этого нужно знать пароль) или кассу (оператор попросит паспорт). Но вполне способен потратить несколько тысяч в магазинах, используя бесконтактный способ оплаты. Поэтому если вы потеряли платёжное средство, действовать нужно максимально быстро. Лучше немедленно перекрыть доступ к карте в приложении или по горячей линии.
Вторая причина – потеря телефона. Смартфоны хранят колоссальное количество информации о владельцах, в том числе и данные банковских карт. С точки зрения потери денег утрата телефона не так страшна, как утрата физического носителя – пластика. Для того чтобы получить доступ к денежным счетам через телефон, злоумышленнику нужно знать пароль:
- Для разблокировки телефона. Предположим, он мог подсмотреть его, стоя рядом, или знать, являясь вашим близким другом (родственником). Если телефон защищён входом только по отпечатку пальца, у мошенника нет шансов получить доступ к его содержимому.
- Для входа в мобильное приложение Сбербанка. Подобрать пятизначный код с трёх раз практически невозможно. Получить доступ к счетам можно, только если мошенник в точности знает многоразовый пароль.
При утере телефона деньги на счетах защищены лучше. Блокировать карты не обязательно, можно просто сменить код доступа в мобильное приложение. Если вы всё равно беспокоитесь за сохранность денег, можно заблокировать карточку любым из способов: через личный кабинет Сбербанк Онлайн, по горячей линии или в отделении банка.
Клиент может блокировать платёжное средство и по другим причинам:
- Получение данных злоумышленниками. Например, человек попался на уловку телефонных мошенников, но вовремя спохватился.
- Подозрение на кражу данных. Например, человеку приходят смс с кодом подтверждения оплаты, но по факту никаких покупок он не совершал.
- Желание временно не пользоваться карточкой. Многие блокируют платёжное средство по личной причине – чтобы не бороться с соблазном потратить деньги. Например, человек хочет погасить долг по кредитке, но не в силах противостоять желанию купить что-то ещё.
- Карта застряла в банкомате. Пластик может застрять в считывающем устройстве. Если у человека нет времени ждать сервис-бригады, он может закрыть доступ к карте и временно отлучиться по своим делам.
Платёжное средство вправе блокировать и банк-эмитент. Например, Сбербанк блокирует карты по следующим причинам:
- Неверно введённый пин-код. После трёх неудачных попыток карта блокируется на сутки. Спустя 24 часа вводить пин-код можно снова.
- Проведение сомнительной операции. Банк отслеживает типичное поведение клиента: объём трат, переводов, список получателей переводов. Если действия держателя пластика покажутся банку подозрительными, он заблокирует карту. Несвойственной клиенту операцией может быть перевод крупной суммы новому контрагенту, отправка денег за границу. Для разблокировки счёта клиент должен подойти в отделение с паспортом или позвонить на горячую линию.
- Операция попала под критерий ПОД/ФТ. Законодательство обязывает банки пресекать операции, связанные с легализацией незаконно полученных денег и спонсированием терроризма. Если Сбербанк выявит операции, попадающие под критерий 115-ФЗ, он заблокирует перевод и потребует объяснений.
Для разблокировки пластика клиенту придётся подтвердить:
- свою личность (например, с помощью паспорта или кодового слова);
- добровольность операции (понимание кому направляется перевод, с какой целью, каковы риски);
- добросовестность намерений (легальность источника средств, законность действий).
Сбербанк блокирует операции по счётам автоматически. Если пластик блокирует клиент, он может выбрать любой удобный способ.
Блокировка через Сбербанк Онлайн
Онлайн можно заблокировать как дебетовую, так и кредитную карточку Сбербанка.
Напоминаем, что закрыть онлайн можно только дебетовые карты Сбера. Для закрытия кредитки придётся посетить офис банка.
Блокировка карты доступна через:
- Мобильное приложение. Зайдите в приложение, выберите нужную карту, нажмите «Настройки» и «Заблокировать». Приложение выведет на экран данные и баланс карточки. В выпадающем списке необходимо указать причину блокировки, затем нажать кнопку «Продолжить». На экране появится подтверждение блокировки платёжного средства и ответы на популярные вопросы (как снять деньги, что делать дальше и т.д.).
- Личный кабинет Сбербанк Онлайн. Последовательность действий та же. Пройдите авторизацию в аккаунте с компьютера, выберите нужную карту и нажмите «Заблокировать».
Блокировка звонком на горячую линию
Закрыть доступ к платёжному средству можно по телефону. Для этого нужно позвонить на номер:
- 900 (звонок с мобильного на территории России бесплатный);
- +7 495 500-55-50 (телефон горячей линии для звонков, если вы находитесь за границей).
Последовательность действий:
- Вам ответит голосовой ассистент. Он назовёт вас по имени, отчеству и уточнит причину звонка. Скажите: «Блокировка карты».
- Ассистент продиктует последние 4 цифры номеров ваших карт и платёжную систему, к которой они подключены. Выберите нужную, нажав цифру на клавиатуре, и следуйте инструкциям ассистента дальше.
- Если вы запутаетесь, ассистент соединит вас со специалистом.
Способ удобен, когда нет времени или доступа к мобильному банку. Важно звонить с номера, указанного в анкете банка. В противном случае придётся подтверждать свою личность.
Как заблокировать карточку в отделении банка
Заблокировать карточку можно в отделении Сбербанка. Таким способом часто пользуются пенсионеры, которые привыкли решать вопросы при личном общении. Для этого нужно прийти в отделение и взять в терминале талон «Счета и карты». На табло электронной очереди высветится окно сотрудника. Предоставьте менеджеру паспорт и озвучьте свой вопрос. Сотрудник сделает всё самостоятельно. Вам останется подписать заявление и дождаться блокировки.
Можно ли блокировать карту по смс
До недавнего времени заблокировать карту Сбера можно было, направив СМС на номер 900. В 2024 году опция блокировки по смс недоступна.
Особенности блокировки карты Сбербанка
Блокировка карточки – не то же самое, что её закрытие. При блокировке вы приостанавливаете возможность списания денег. Например, автоматическую оплату такси, оплату покупок в магазине, автопродление подписок на онлайн-сервисы. Закрытие карты означает аннулирование привязанного к ней счёта. Восстановить закрытую карточку не получится. Можно только открыть новую.
После блокировки пластик можно восстановить:
- Разблокировать онлайн (через приложение или личный кабинет), по номеру 900 или в отделении Сбера. Разблокировать карту можно только в том случае, если вы блокировали её самостоятельно и ещё не подали заявку на перевыпуск. Опция удобна, если вы нашли потерявшуюся карту. При этом вы уверены, что она не была в руках злоумышленников. Например, пластик нашёлся дома: провалился в карман куртки или лежал в другой сумке.
- Перевыпустить, т.е. заказать новую карточку к действующему счёту. Для этого нужно нажать на иконку блокированной карты в приложении, выбрать кнопку «Перевыпустить», проверить данные. Система предложит выбрать причину перевыпуска из выпадающего списка, способ и адрес доставки. Вы получите карту с новым номером, сроком действия и CVC-кодом. Опция удобна, если вы потеряли карту, но не хотите закрывать действующий счёт. Предыдущая карточка будет аннулирована и мошенники не смогут украсть ваши деньги.
Оформив заявку на перевыпуск карты, вы временно не сможете ею пользоваться. Физический носитель можно будет забрать через 3-14 дней в офисе банка (либо пластик доставит курьер). Электронная карта появится в приложении в течение суток. Её можно активировать и использовать: оплачивать покупки, переводить деньги.
Блокировка карты не мешает снять деньги со счёта. Для этого нужно:
- Перевыпустить пластик. Деньги со старой карты автоматически «упадут» на баланс новой.
- Посетить офис Сбербанка. После подтверждения личности деньги можно будет получить в кассе.
Блокировка карты – удобный способ мгновенно перекрыть третьим лицам доступ к счёту. Чем быстрее вы заблокируете карту, тем меньше вероятность того, что злоумышленники смогут воспользоваться вашими средствами. Временно блокированную карту можно восстановить: разблокировать или перевыпустить. При этом хранившиеся на счёте деньги не потеряются. Их можно получить в офисе банка или продолжить хранить на перевыпущенной карте.