Главная задача взыскателей – убедить должника вернуть долг, поэтому попытки выйти на связь с неплательщиком вполне оправданы. Он имеет обязательства перед коллекторским агентством или банком и предоставил согласие на взаимодействие с ним, передав кредитору свои контактные данные. На практике общением с одним только должником взыскатели не ограничиваются. От надоедливых звонков могут страдать друзья, родственники, работодатель и другие связанные с неплательщиком лица. Телефоны родственников и знакомых должника могут попасть к коллекторам разными способами: от банка-кредитора, самого заёмщика, его соседей, из социальных сетей и СМИ. Разберёмся, имеют ли право коллекторы звонить третьим лицам и что делать, если из трубки звучат угрозы.
Имеют ли право коллекторы звонить знакомым заёмщика
До 2007 года коллекторская деятельность в России была ничем не регламентирована. Взыскатели пытались добиться возврата задолженности любыми способами: начиная от безобидных звонков и заканчивая настоящими угрозами. Если заёмщик отказывался общаться с коллекторской службой или не выходил на контакт вовсе, взыскатели пытались оказать на него давление через родственников. В 2007 году была создана Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), которая стала реагировать на жалобы граждан. В 2016 году был принят закон, регламентирующий права и полномочия коллекторов (№ 230-ФЗ). Он устанавливал способы, время, частоту, правила общения с должником и связанными с ним лицами.
До недавнего времени взыскатели могли звонить друзьям заёмщика, если они не выражали прямого несогласия. В июле 2021 года в закон были внесены поправки, согласно которым коллекторы могут звонить третьим лицам при условии, что ими получено:
- Согласие должника на звонки связанным с ним лицам (считается предоставленным, если при оформлении кредита заёмщик указал номер друга или родственника в качестве контактного).
- Согласие связанного с должником гражданина (должно быть получено отдельно).
При соблюдении этих условий сотрудники коллекторской службы имеют право звонить родственникам неплательщика, но только с просьбой посодействовать скорейшему возврату задолженности. Угрожать уголовным преследованием, переводом долга и физическим воздействием взыскатели не вправе.
Несёт ли родственник заёмщика ответственность за кредит последнего
Родственная связь не является основанием для совместного исполнения обязательств, если иное не оформлено договором.
Случаи, в которых третьи лица обязаны отвечать по обязательствам заёмщика:
- Совместное оформление кредита. Созаёмщики солидарно отвечают по общему обязательству. Кредитор вправе требовать возврата долга от любого из них.
- Выдача поручительства. Поручитель несёт субсидиарную ответственность по задолженности заёмщика. Кредитор обращается за выплатой долга к поручителю в случае, когда заёмщик отказался от исполнения кредитных обязательств или не в состоянии погасить долг.
- Супружество. Если один из супругов брал кредит на своё имя и потратил деньги на нужды семьи (может подтвердить это документально), он имеет право требовать возврата половины долга от второго супруга (если супруг был осведомлён о кредите).
- Вступление в права наследования. Вместе с имуществом к наследникам переходят обязательства по возврату кредитов умершего.
В остальных случаях ответственность по чужим долгам родственники не несут.
В каких случаях коллекторы нарушают правила общения с третьими лицами
Взыскатели действуют незаконно, если:
- звонят третьему лицу без его согласия;
- звонят слишком часто или в неположенное время (при наличии согласия собеседника);
- угрожают расправой, запугивают переводом обязательств по чужому долгу, хамят;
- разглашают личные сведения неплательщика или его знакомых;
- предоставляют ложную информацию.
Что делать, если взыскатели позвонили по кредиту друга или родственника
Пугаться звонков взыскателей не стоит. При общении с ними важно сохранять уверенность и спокойствие:
- Выяснить ФИО сотрудника и название организации, которую он представляет (лучше уточнить ИНН). Информация понадобится для обращения в надзорные органы.
- Указать на то, что звонить третьему лицу без его согласия недопустимо. Подтвердить, что согласие на общение с коллекторским агентством вы не давали. Уточнить источник получения номера и потребовать удалить ваш контакт из базы. Как правило, этого достаточно для того, чтобы назойливые звонки прекратились.
- Если сотрудники агентства не реагируют на просьбы не звонить по указанному номеру, можно написать претензию на имя руководителя организации или подать жалобу в НАПКА, ФССП, прокуратуру.
- Если взыскатели продолжают звонить и угрожать вам несмотря на просьбы «не беспокоить», обратитесь в полицию.
Легальные коллекторы, включённые в реестр ФССП, действуют в строгом соответствии с требованиями закона. Работа коллекторских агентств контролируется надзорными органами, которые в т.ч. рассматривают жалобы граждан (НАПКА, ФССП). За нарушение закона взыскателям грозит административная и уголовная ответственность.
В большинстве случаев для решения проблемы достаточно обратиться с претензией к руководству коллекторской службы. Если сотрудник агентства превышает свои полномочия, руководитель службы взыскания принимает меры по устранению нарушения и недопущению подобных случаев в будущем.