Сейчас при выдаче кредита банки ориентируются на целое множество факторов. Помимо уровня доходов и трудоустройства, финансовые организации учитывают востребованность профессии, место прописки и даже отношения ваших родственников с банками. Однако определяющий статус все же сохраняет кредитная история.
Если в последнее время банки вдруг стали отказывать вам в одобрении кредита. Но ранее вы никогда не допускали просрочек и не связывались с МФО. Значит, с большой долей вероятности в вашу кредитную историю закралась ошибка. Благо ее можно исправить.
Кто составляет кредитную историю?
Кредитная история — это досье на заемщика с полными данными о его действиях по кредитам: сколько занимал, как платил, когда возникали задолженности и так далее.
Эта информация хранится в бюро кредитных историй. А таких организаций в нашей стране более 20.
Данные вашей кредитной истории автоматически обновляют банки и микрофинансовые организации, в которые вы обращаетесь. Причем кроме одобренных займов, туда вносится информация и об отказах.
По теме: Как проверить задолженность в ФССП онлайн. База российских должников
Также в кредитном досье могут присутствовать данные об оплате сотовой связи, коммунальных услуг и налогах. Чаще всего эта информация попадает в историю, если у вас были задолженности.
В целом документ подробно расписывает количество кредитных счетов, данные о кредиторе, баланс и срок активности. Но банки больше интересует своевременность платежей. Оплата без просрочек в кредитных историях фиксируется зеленым цветом, а длительные задолженности — красным.
Если вы уверены, что не допускали долгов, то есть вероятность ошибки со стороны банковского сотрудника в заполнении вашей кредитной истории. Тогда вам нужно найти свою кредитную историю для проверки.
Где найти кредитную историю?
Главная проблема в поиске кредитных досье в том, что копии этих документов могут находиться в нескольких разных бюро. И один из этих документов может быть правильным, а в другой могла закрасться ошибка. Поэтому необходимо отыскать все копии.
Чтобы узнать, в каких именно организациях они располагаются, нужно сделать запрос в Центральный каталог кредитных историй Банка России.
Запрос можно сделать онлайн на сайте Центробанка. Но для этого вам потребуется «код субъекта» – номер заемщика в системе кредитования. Его можно найти в старых договорах по кредитам, где он указан комбинацией из цифр и латинских букв.
По теме: Как правильно закрыть кредит, чтобы избежать скрытой задолженности?
Форма для заявки находится на сайте ЦБ в разделе «Субъект». Выберите пункт «Я знаю код», нажмите «Физическое лицо» и поставьте галочку напротив пункта «Я ознакомлен с условиями передачи запроса через интернет». Ресурс перенаправит вас к анкете, где нужно будет указать ФИО, паспортные данные и тот самый «код субъекта».
Через несколько минут на указанный вами почтовый ящик придет список бюро, где находится кредитная история.
Как получить все экземпляры?
Если копии кредитных историй лежат в нескольких разных бюро, то придется в каждый из них делать отдельный запрос.
К примеру, на сайте Объединенного кредитного бюро это происходит следующим образом.
Сперва нужно будет зарегистрироваться: указать ФИО, паспортные данные и дать согласие на обработку персональных данных. Без последнего пункта бюро откажет вам в запросе.
После подтверждения регистрации банк-партнер ОКБ попросит подтвердить вашу личность одним из нескольких способов:
- скан или фото паспорта;
- приехать в офис с паспортом;
- отправить письмо с заявление от нотариуса;
- встретить курьера с паспортом.
Если верификация персональных данных будет пройдена успешно, то вам предложат получить лично или прислать почтой.
Что делать, если нашел ошибку в кредитной истории?
Напишите заявление в соответствующее бюро кредитных историй. Оно может быть составлено так.
Опишите суть ошибку конкретно с указанием даты и времени оплаты, а также способа (через банкомат, отделение или интернет-банк). Желательно, чтобы ваши слова были подкреплены квитанцией об оплате или выпиской из личного кабинета.
В конце четко сформулируйте, каких действий ожидаете от банка: удалить просрочку, закрыть кредит или ответить на вопрос.
После получения вашего обращения бюро передаст его в банк. Если ошибка действительно была, кредитная организация исправит ее. Затем бюро предоставит вам обновленное кредитное досье.