Почти каждый потребитель хоть раз сталкивался с навязыванием услуг в банках. Доля таких жалоб в общей массе обращений к ЦБ за 2018 год составила 21%, свидетельствуют данные регулятора.
В текущем году ситуация не изменилась, пишет «Газета.ru». Всего за первый квартал 2019-го в Банк России поступило 69,9 тысяч жалоб. 57% из них были связаны с деятельностью банков. А 8 тысяч обращений сообщали непосредственно о навязывании страховых и юридических услуг.
Дело в том, что оклад и премиальные банковского специалиста зачастую привязаны к плану продаж ряда дополнительных продуктов или услуг.
По теме: «У каждого четвертого». Как приставы выбивают долги у россиян?
Самый предлагаемый менеджерами банков товар — кредитные карты. Как правило, ставка по «пластику» намного выше процентов по кредиту наличными: 12-17% против 25-30% годовых. Поэтому продвигать карты с заемными средствами намного выгоднее.
А в довесок к кредиту или даже кредитной карте специалист банка может попытаться навязать услугу страхования жизни. Чаще всего менеджеры попросту ссылаются на условия договора, в которых якобы указано, что кредит не может быть одобрен без страховки. В таком случае заемщики обычно соглашаются на страховку, чтобы поскорее получить необходимые им средства. Однако стоит заметить, что сумма страховки в среднем увеличивает совокупный размер кредита на 15-20%.
Кроме того, закон «О защите прав потребителей» запрещает ставить условием оказание одних услуг обязательным приобретением других, напомнил адвокат BMS Law Firm Тарас Хижняк.
Также в банках часто уговаривают оставить «на всякий случай» зарплатную карту после увольнения с работы. Но от нее целесообразнее всего отказаться, написав заявление о закрытии карточного счета в отделении банка. В противном случае, кредитная организация будет продолжать списывать деньги за смс-информирование.
По теме: В ЦБ рассказали, как антиколлекторы загоняют россиян в долги
Вдобавок очень часто под видом вкладов банки пытаются продать своим клиентам сертификаты, услуги по инвестиционному страхованию жизни или доверительному управлению.
В целом, если менеджер банка начинает активно предлагать вам приобрести какую-то дополнительную услугу или продукт, спросите у него: в каком документе прописана обязанность приобретения этой услуги или продукта и попросить этот документ выдать на руки. По мнению главы консалтинговой группы Bulad & Co Булада Субанова, обычно этого достаточно, чтобы отбить желание менеджера банка продать какую-то дополнительную услугу.
Также можно направить жалобы в Роспотребнадзор и Центробанк.