В большинстве случаев заемщики не знают, как формируется платеж по кредиту. Об этом говорится в исследовании Международной конфедерации общества потребителей (КонфОП). Дело в том, что кредитные организации неохотно выдают клиентам предварительный расчет платежей.
Также в сумму платежа могут быть включены страховые выплаты, оплата за обслуживание карты или СМС-уведомления.
По данным отчета КонфОП, только в 10 из 19 банков можно получить расчет платежей по ипотечному кредиту. А расчет по потребительской ссуде выдают лишь в 8 из 17 кредитных организаций.
Выяснить размер платежа по кредиту с помощью сайта банка оказалось еще сложнее. Как правило, кредитные организации в интернете не указывают максимальную ставку по потребительскому займу, а по ипотеке с трудном можно найти диапазон процентных ставок. А на первой странице раздела кредитных карт в 19 из 26 случаев вовсе не указана ставка.
По теме: Долги по кредитам растут быстрее доходов россиян. Что будет дальше?
Также актуальной остается проблема недобросовестных штрафов и комиссий, которые скрыты под сложными формулировками в многостраничных договорах. Вдобавок не решенной остается проблема навязанных страховок.
«У потребителя, пришедшего в банк за кредитом, практически нет шансов выйти из него без страховки», — отметили авторы исследования.
При этом банкиры часто включают страховку в общую сумму кредита и ничего не сообщают клиенту. А заемщику кажется, что ему одобрили кредит на большую сумму. Но больше становится не размер ссуды, а величина переплаты. Дело в том, что проценты начисляются не только на основной долг, но и страховые платежи. В результате, общий размер переплаты за кредит может возрасти на 20-30%.
Стоит отметить, что в середине прошлого года Верховный суд обязал банки сообщать клиента о возможности отказаться от предлагаемой страховки. Если сотрудник банка этого не сделал, то заемщик может обратиться в суд и спор должен разрешиться по правилам закона «О защите прав потребителей». Это значит, что в суде клиент сможет не только отбить потраченные на него деньги, но и получить компенсацию за моральный ущерб. А кредитная организация будет оштрафована на 50% от суммы, взысканной в пользу потребителя по решению суда.
Также Минфин уже долгое время готовится внести в Госдуму законопроект, запрещающий навязывание допуслуг при выдаче потребительского кредита или займа (кроме тех случаев, когда требуется страховать предмет залога). Если банк допустит нарушение, он должен будет компенсировать заемщику потери в двукратном размере.
Ранее стало известно, что российские семьи отдают треть (31%) от общего дохода на оплату долгов по кредитам. На каждого работающего россиянина в среднем приходится 18-20 тысяч рублей просрочки.
В абсолютном выражении средняя задолженность российских семей в прошлом году составила 311,1 тысяч рублей, а средняя просрочка — 12,9 тысяч.
Ранее ЦБ сообщил, что больше половины всех займов (53,7%) выдаются гражданам, которые уже платят по кредитам больше 50% от своей зарплаты. А почти 37% кредитов выплачивают заёмщики, отдающие на ссуды более 80% от заработка.
Напомним, что просроченная задолженность по кредитам в январе составила 786 млрд рублей. Эксперты объяснили рост просрочки сезонным фактором и осенними ограничениями регулятора по выдаче необеспеченных займов закредитованным гражданам.