Главная/Записи/Что делать, если коллекторы угрожают родственникам и знакомым?

Что делать, если коллекторы угрожают родственникам и знакомым?

Главная задача взыскателей – убедить должника вернуть долг, поэтому попытки выйти на связь с неплательщиком вполне оправданы. Он имеет обязательства перед коллекторским агентством или банком и предоставил согласие на взаимодействие с ним, передав кредитору свои контактные данные. На практике общением с одним только должником взыскатели не ограничиваются. От надоедливых звонков могут страдать друзья, родственники, работодатель и другие связанные с неплательщиком лица. Телефоны родственников и знакомых должника могут попасть к коллекторам разными способами: от банка-кредитора, самого заёмщика, его соседей, из социальных сетей и СМИ. Разберёмся, имеют ли право коллекторы звонить третьим лицам и что делать, если из трубки звучат угрозы.

Имеют ли право коллекторы звонить знакомым заёмщика

До 2007 года коллекторская деятельность в России была ничем не регламентирована. Взыскатели пытались добиться возврата задолженности любыми способами: начиная от безобидных звонков и заканчивая настоящими угрозами. Если заёмщик отказывался общаться с коллекторской службой или не выходил на контакт вовсе, взыскатели пытались оказать на него давление через родственников. В 2007 году была создана Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), которая стала реагировать на жалобы граждан. В 2016 году был принят закон, регламентирующий права и полномочия коллекторов (№ 230-ФЗ). Он устанавливал способы, время, частоту, правила общения с должником и связанными с ним лицами. 

До недавнего времени взыскатели могли звонить друзьям заёмщика, если они не выражали прямого несогласия. В июле 2021 года в закон были внесены поправки, согласно которым коллекторы могут звонить третьим лицам при условии, что ими получено:

  1. Согласие должника на звонки связанным с ним лицам (считается предоставленным, если при оформлении кредита заёмщик указал номер друга или родственника в качестве контактного).
  2. Согласие связанного с должником гражданина (должно быть получено отдельно).

При соблюдении этих условий сотрудники коллекторской службы имеют право звонить родственникам неплательщика, но только с просьбой посодействовать скорейшему возврату задолженности. Угрожать уголовным преследованием, переводом долга и физическим воздействием взыскатели не вправе.

Несёт ли родственник заёмщика ответственность за кредит последнего

Родственная связь не является основанием для совместного исполнения обязательств, если иное не оформлено договором. 

Случаи, в которых третьи лица обязаны отвечать по обязательствам заёмщика:

  1. Совместное оформление кредита. Созаёмщики солидарно отвечают по общему обязательству. Кредитор вправе требовать возврата долга от любого из них.
  2. Выдача поручительства. Поручитель несёт субсидиарную ответственность по задолженности заёмщика. Кредитор обращается за выплатой долга к поручителю в случае, когда заёмщик отказался от исполнения кредитных обязательств или не в состоянии погасить долг. 
  3. Супружество. Если один из супругов брал кредит на своё имя и потратил деньги на нужды семьи (может подтвердить это документально), он имеет право требовать возврата половины долга от второго супруга (если супруг был осведомлён о кредите).
  4. Вступление в права наследования. Вместе с имуществом к наследникам переходят обязательства по возврату кредитов умершего

В остальных случаях ответственность по чужим долгам родственники не несут.

В каких случаях коллекторы нарушают правила общения с третьими лицами

Взыскатели действуют незаконно, если:

  • звонят третьему лицу без его согласия; 
  • звонят слишком часто или в неположенное время (при наличии согласия собеседника);
  • угрожают расправой, запугивают переводом обязательств по чужому долгу, хамят;
  • разглашают личные сведения неплательщика или его знакомых;
  • предоставляют ложную информацию.

Что делать, если взыскатели позвонили по кредиту друга или родственника

Пугаться звонков взыскателей не стоит. При общении с ними важно сохранять уверенность и спокойствие:

  1. Выяснить ФИО сотрудника и название организации, которую он представляет (лучше уточнить ИНН). Информация понадобится для обращения в надзорные органы.
  2. Указать на то, что звонить третьему лицу без его согласия недопустимо. Подтвердить, что согласие на общение с коллекторским агентством вы не давали. Уточнить источник получения номера и потребовать удалить ваш контакт из базы. Как правило, этого достаточно для того, чтобы назойливые звонки прекратились.
  3. Если сотрудники агентства не реагируют на просьбы не звонить по указанному номеру, можно написать претензию на имя руководителя организации или подать жалобу в НАПКА, ФССП, прокуратуру.
  4. Если взыскатели продолжают звонить и угрожать вам несмотря на просьбы «не беспокоить», обратитесь в полицию.

Легальные коллекторы, включённые в реестр ФССП, действуют в строгом соответствии с требованиями закона. Работа коллекторских агентств контролируется надзорными органами, которые в т.ч. рассматривают жалобы граждан (НАПКА, ФССП). За нарушение закона взыскателям грозит административная и уголовная ответственность. 

В большинстве случаев для решения проблемы достаточно обратиться с претензией к руководству коллекторской службы. Если сотрудник агентства превышает свои полномочия, руководитель службы взыскания принимает меры по устранению нарушения и недопущению подобных случаев в будущем.





    Тема:

    подтверждаю свое согласие на обработку персональных данных.

    Подойдет ли вам банкротство?




      Выберите подходящее: