Минфин и ФНС опасаются, что казна будет ежегодно недополучать до 112,9 млрд рублей из-за действующего порядка исполнения налоговых обязательств банкрота в ходе конкурсного производства. В Госдуме еще с января 2024 года пылится законопроект, который может решить проблему, но он не рассмотрен даже в первом чтении. Однако появилась информация, что Минфин пытается ускорить процесс его принятия.
Что предлагает Правительство
Пока нет решения на уровне законодательства, Конституционный Суд РФ Постановлением №28-П установил временные правила: требования об уплате налога на прибыль, возникающего в результате реализации активов банкрота из конкурсной массы, должны удовлетворяться в составе 3-й очереди реестровых требований. Хотя по моменту возникновения они относятся к категории текущих платежей.
Конституционный Суд поручил законодателям доработать нормативную базу, чтобы устранить сложившуюся неопределенность в этом вопросе. Для предупреждения утечки налоговых выплат из госбюджета Правительство РФ разработало законопроект №532703-8, предполагающий:
- относить к текущим все обязательства по внесению платежей в бюджет, возникшие после запуска банкротного дела, — в частности, в результате реализации имущества должника и продолжения его операционной деятельности;
- повысить приоритет уплаты налогов, которые будут начислены на залоговую собственность, в том числе после ее продажи с торгов (налог на прибыль, НДС).
Здесь кроется нюанс. Описанные нововведения повлекут за собой убытки для залогодержателей. Сейчас они получают 80% выручки от реализации залогового имущества за минусом затрат на проведение торгов и принятие мер по сохранению предмета залога. Если закон примут, таким кредиторам будет полагаться меньше, поскольку приоритетнее станут налоговые выплаты.
Другое мнение
Осенью 2024 года группа депутатов внесла в Госдуму другой законопроект, где предложено более лояльное для кредиторов разрешение коллизии. Это попытка узаконить подход, закрепленный Конституционным Судом, и отнести налог на прибыль от продажи активов банкрота к 3-й очереди реестра.
В пользу залоговых кредиторов играет предложение депутатов о возможности соразмерного распределения вырученной от реализации залогового имущества суммы между банком и ФНС. То есть, если после погашения налогов кредитору остается меньше четверти выручки, он может ходатайствовать в суд о перераспределении средств в более справедливых пропорциях.
Конфликт интересов
В итоге возникла довольно непростая ситуация, где каждая сторона преследует свои интересы. Минфин лоббирует законопроект №532703-8 и даже направило в Правительство письмо, где ходатайствует о скорейшем рассмотрении инициативы в Госдуме. Чиновники волнуются: если ничего не изменить, бюджет недополучит деньги.
Но есть и другая сторона — банки, которые рискуют потерять не потенциальную прибыль, а реальные деньги. Поэтому бизнес и банковское сообщество выступают с критикой законопроекта. Они убеждены, что включение налогов от продажи имущества в состав текущих платежей приведет потерям для кредиторов и, как следствие, негативным явлениям в экономике:
- росту процентных ставок по кредитам;
- предъявлению банками более строгих требований к потенциальным заемщикам;
- дисконтированию стоимости залогового имущества;
- вынужденному увеличению объема резервов кредитных организаций.
Кроме того, скептики говорят о риске снижения эффективности института залога как такового. Переносить налоговые издержки с банкрота на залогового кредитора — неправильно. Впрочем, в конечном итоге от воздействия указанных факторов могут пострадать не только банки, но и заемщики. Возможно, именно по этой причине Госдума и не спешит рассматривать законопроект.