Главная/Записи/ФССП: коллекторы и кредиторы часто нарушают права заемщиков при взыскании долгов

ФССП: коллекторы и кредиторы часто нарушают права заемщиков при взыскании долгов

Правила работы для профессиональных взыскателей установили еще в 2016 году. Законодатели продумали ограничения при взаимодействии с должниками, чтобы защитить их гражданские права и позволить кредиторам получить назад свои деньги. Но есть вопрос: кто эти правила соблюдает? 

ФССП — орган, контролирующий деятельность коллекторов. В конце 2024 года служба проверила, как проводят взыскание коллекторские агентства, банки и МФО, и выявила множество нарушений.   

Как нарушают права должников

Поручение о выполнении надзорных действий в адрес ФССП выдал вице-премьер Дмитрий Григоренко. 

Количество нарушений оказалось внушительным: по итогам проверки 33 организаций и филиалов выявлено почти 60 000 замечаний. Итак, что же противозаконного делают взыскатели? А нарушения довольно серьезные: 

  1. Разглашают третьим лицам персональные данные должника — то есть сообщают родственникам и коллегам, что у человека есть долги.
  2. Оказывают психологическое давление.
  3. Звонят с личных телефонов и не ведут аудиозапись переговоров.
  4. Контактируют с должниками чаще, чем предписано по закону, и нарушают временные рамки. Взыскателям запрещено взаимодействовать с гражданами с 10 вечера до 8 утра в будни и с 8 вечера до 9 утра в выходные дни. Также ограничена частота звонков: напоминать о себе по телефону коллекторы вправе не чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц. А навещать должника можно всего 1 раз в неделю.

Во время проверок отметились и сами сотрудники кредитных и коллекторских организаций. Они препятствовали сотрудникам ФССП получать информацию: чистили телефоны от сведений о заемщиках, не допускали проверяющих к рабочим компьютерам. 

Почему столько нарушений

Первая и главная причина — ФССП не может узнать о проблеме, если должники не жалуются. А молчат граждане по разным причинам:

  • не знают, что полномочия коллекторов ограничены;
  • стыдятся говорить о долгах и проблемах;
  • не понимают, куда обращаться и как защищать права.

Хотя до недавнего времени жаловаться было бессмысленно: наказания для взыскателей были слишком мягкими. Но сейчас все изменилось. Недавно санкции для коллекторов стали ощутимыми. Например, за звонок вне законных рамок должностное лицо заплатит штраф до 200 000 рублей, а юридическое лицо — до полумиллиона рублей.

Как наказать коллекторов

В 2024 году ФССП получила почти 52 000 обращений по поводу неправомерных действий коллекторов, из них 9 400 жалоб были признаны обоснованными. 

Чтобы недобросовестные взыскатели понесли наказание за нарушение прав должника, необходимо:

  • сообщить о незаконных действиях в ФССП — приставы проведут проверку деятельности организации;
  • если результат не устроит — жаловаться в прокуратуру;
  • в крайнем случае — подавать иск в суд.

Причем жаловаться можно не только на несоблюдение коллекторами формального регламента. Сообщать контролирующим органам нужно и о неправомерных действиях взыскателей в ходе контактов:

  • применении физической силы или угрозах;
  • уничтожении или повреждении имущества;
  • психологическом давлении, унижении чести и достоинства;
  • введении должника в заблуждение по поводу суммы долга и сроков оплаты, передачи дела в суд, последствий просрочки, принадлежности кредитора к силовым структурам или органам власти;
  • злоупотреблении правом. 

Проверки ФССП подсвечивают недостатки системы. Но нарушений со стороны взыскателей станет меньше, когда люди будут четко знать свои права и начнут активно их отстаивать.





    Тема:

    подтверждаю свое согласие на обработку персональных данных.

    Подойдет ли вам банкротство?




      Выберите подходящее: