За первое полугодие 2018-го «Тинькофф» привлек около 735 тысяч новых держателей кредитных карт, а также увеличил кредитный портфель на 14% до 189,5 млрд рублей. Это означает не только успешные показатели деятельности банка, но и потенциальный риск увеличения числа должников. Точной информации об объеме просроченных кредитов перед «Тинькофф банком» нет, однако тематические форумы заемщиков ежедневно пополняются вопросами о последствиях просрочки кредита перед этим банком.
Мы разобрались в вопросе и собрали в один материал всю информацию о том, как «Тинькофф» работает с должниками.
Крупнейший в России онлайн-банк ведет переговоры о погашении задолженности в несколько этапов. Далее в ход идут более радикальные меры.
Активный дозвон до клиента
После 3 месяцев просрочки оплаты по кредиту «Тинькофф» начинает начислять штрафы и пеню. Размер штрафа равен 590 рублей в месяц, а пеня начисляется ежедневно по 0,052% к сумме задолженности. Кроме того, на все операции по карте со следующего месяца будет установлен повышенный процент — от 30% до 40,9%.
Параллельно со штрафными санкциями сотрудники службы банка по работе с неплательщиками начинают не только названивать неплательщику и слать СМС с уведомлениями о скопившейся задолженности, но и отправляют письма как на обычную почту, так и по электронной, указанной в анкете. По рассказам должников, в письмах банк часто приводит примеры судебных дел, связанных с должниками банков, а также уголовные статьи, которые якобы могут угрожать клиенту, если он не платит по кредиту.
Кроме того, специалисты банка могут звонить не только самому заемщику, но и его родственникам, а также работодателю, указанному в анкете. Сейчас «Тинькофф» использует еще и соцсети, пытаясь узнать о причинах неплатжей как у самого должника, тау и у его «френдов».
Согласно сообщениям на форумах, большинство держателей невыплаченного кредита сначала пугаются каждого присланного письма или звонка с незнакомого номера, однако затем привыкают. Банк может заниматься подобным «пассивным запугиванием» от трех месяцев до года. Однако затем в любом случае либо передает/продает долг коллекторам, либо сразу отправляет дело в суд.
Collector’s time
Когда банк понимает, что действия его собственной службы особого эффекта не возымели, он признает долг «плохим» и передает его коллекторам. У «Тинькофф» во многих регионах России есть коллекторские агентства-партнеры, однако чаще всего банк продает долги неплательщиков агентству «Феникс».
Поскольку кредит оформлен официально в зарегистрированном банке, то коллекторы не могут причинить физический вред, угрожать или рисовать на стенах подъезда надписи вроде «Верни деньги, м*азь!». Поэтому агентство фактически продолжает политику банка: названивает по контактным телефонам, шлет письма и изредка наведывается по месту жительства должника.
Если задолженность полностью продана коллекторам «Феникса», то они будут пытаться сначала построить диалог с клиентом и предлагать обсудить график платежей, удобный с учетом финансового положения заемщика. Фактически это реструктуризация долга.
Если же долг лишь передан агентству, то в этом случае коллекторы действуют максимально жесткими методами в рамках закона: грубят по телефону, ищут должника через родственников, друзей и работодателей, а также грозятся через суд изъять все от дивана до жилплощади.
Впрочем, со временем неплательщики начинают привыкать и к настойчивости коллекторов. Агентство может заниматься должником от нескольких месяцев до 2-3 лет. Некоторые пользователи форумов должников пишут, что о них «забыли» и не беспокоят уже несколько лет. Однако чаще всего банк направляет дело в суд и высылает недобросовестному заемщику судебный приказ.
Судебная тяжба
Игнорируя сообщения банков, а затем и коллекторов, должники часто надеются на окончания срока исковой давности. Однако банк с легкостью может его возобновить и отдать дело о задолженности заемщика в суд. Затем банк высылает судебный приказ неплательщику, который тот может отменить, обратившись в суд в течение 10 дней. Это дает должнику дополнительное время и надежду на «забывчивость» банка.
Правда, иногда заемщики по привычке могут проигнорировать и приказ или вовсе не получить его, поскольку в попытках скрыться от долга сменили место жительство. Тогда орган начинает судопроизводство и высылает официальную повестку по адресу, указанному в кредитном договоре.
Многие дела о взыскании задолженности проходят без присутствия заемщиков, потому что они попросту не в курсе процесса.
Но, если должник все же желает участвовать в деле, то у него есть всего два небольших шанса обратить ситуацию в свою пользу:
- попытаться оспорить законность кредитного договора, хотя тут шансы очень малы из-за профессионализма юристов «Тинькоффа»;
- нанять адвоката и убедить суд отменить штрафные санкции или смягчить условия погашения. Для второго варианта нужно доказать, что ранее должник не мог выплачивать кредит по форс-мажорным обстоятельствам.
В подавляющем большинстве случаев суд выносит вердикт в пользу банка.
Последняя стадия — судебные приставы
Тут уже ничего не зависит от должника, если он вдруг неожиданно не достанет деньги на покрытие всей задолженности разом. Судебные приставы спокойно опишут все имущество и отправят на торги. Придется еще выплатить исполнительный сбор в 7% от суммы долга, но зато единственное жилье оставят нетронутым. Правда, после приставов оно будет пустовать.
Если задолженность превышает сумму в 200-300 тысяч рублей, вероятнее всего, у заемщика есть возможность решить вопрос с долгами более надежным способом. Пройдите наш тест, чтобы узнать свои шансы на банкротство.