Главная/Записи/Выездное взыскание задолженности

Выездное взыскание задолженности

Кредиторы вправе добиваться возврата долга любыми разрешёнными законом способами. Один из методов – выездное взыскание задолженности. Взыскатели вправе посещать квартиру, дом или место работы неплательщика. Разберёмся, что понимается под выездным взысканием долга и какие права есть у должника.

Что такое выездное взыскание долга

Выездное взыскание задолженности – это метод взаимодействия с недобросовестным заёмщиком, направленный на убеждение в необходимости вернуть долг или изъятие средств и имущества в принудительном порядке.

Под взысканием может пониматься комплекс разных мер:

  • информирование о просрочке;
  • вручение документов (информационных писем, предложений по возврату задолженности, досудебных претензий, повесток);
  • установление места нахождения гражданина;
  • розыск имущества;
  • опись, арест, изъятие активов.

Уполномоченные лица вправе посещать:

  • жилище заёмщика (квартиру, частный дом);
  • места нахождения его имущества (склады, гаражи, бытовки);
  • места пребывания самого неплательщика (место работы, учёбы, временного проживания).

Выездное взыскание задолженности применяется не ко всем заёмщикам. Для этого нужны весомые основания. Если клиент банка:

  • исправно вносит ежемесячные платежи, ему не придётся даже общаться с кредитором;
  • допустил незначительную просрочку (1-3 дня) по невнимательности или в силу объективных причин (например, задержка зарплаты), банк ограничится смс-уведомлением;
  • не вносил платежи 1-3 месяца, кредитор может позвонить клиенту или привлечь к обзвону коллекторов-агентов;
  • перестал выплачивать долг 3 и более месяцев назад, коллекторы или судебные приставы могут навестить неплательщика лично.

Выездное взыскание долга – крайний шаг. Ему предшествуют многочисленные попытки кредитора добиться возврата долга более мягкими способами. 

Банк-кредитор придерживается следующей последовательности действий:

  1. Смс-информирование и отправка уведомлений через мобильное приложение.
  2. Телефонная коммуникация с заёмщиком со стороны менеджеров кредитного отдела банка.
  3. Передача полномочий на общение с заёмщиком группе по взысканию просроченной задолженности кредитора или коллекторам-агентам.
  4. Продажа долга коллекторскому агентству или обращение в суд для получения исполнительного листа.
  5. Передача исполнительного документа в Службу судебных приставов.
  6. Принудительное взыскание средств и имущества неплательщика сотрудниками ФССП.

Выбор метода выездного взыскания задолженности определяется размером долга и полномочиями взыскателя.

Кто проводит выездные мероприятия

Выездным взысканием задолженности занимаются:

  1. Кредиторы: организации, физические лица, коллекторы (если выкупили право требования долга).
  2. Коллекторские агентства (действующие от имени банка или от своего лица).
  3. Судебные приставы (при наличии решения суда о принудительном взыскании средств в пользу кредитора).

Сотрудники банков не занимаются выездным взысканием задолженности. Они общаются с заёмщиком по телефону или приглашают клиентов в офис для личной встречи с менеджером. Если постучавший к вам в дверь человек представился сотрудником Сбербанка или другой популярной кредитной организации – это, скорее всего, мошенник. МФО, напротив, часто имеют в штате группу выездного взыскания. В любом случае неплательщик вправе отказаться от личного общения со взыскателями.

Полномочия выездных взыскателей отличаются. Например, судебные приставы наделены большим объёмом прав, чем коллекторы. Но есть и общие правила.

Никто из взыскателей не вправе:

  • проявлять неуважение к гражданину-должнику (грубить, хамить, оскорблять);
  • работать методом угроз и запугивания (угрожать жизни, здоровью, имуществу неплательщика и членам его семьи);
  • вводить должника в заблуждение (относительно объёма долга, полномочий взыскателей, предусмотренном законом наказании);
  • наносить вред гражданину или его собственности (применять физическое насилие, портить имущество);
  • нарушать свободы других граждан (доставлять неудобства соседям, членам семьи должника).

Выездные взыскатели имеют право:

  • не предупреждать о планируемом визите;
  • вручать документы;
  • получать информацию от третьих лиц, согласных на взаимодействие.

В зависимости от категории взыскателя законом установлено время для посещения должника.

Промежуток времени, отведённый для нанесения визитов ограничен:

Коллекторы вправе беспокоить гражданина-должника с 8 до 22 в рабочие дни, с 9 до 20 по выходным и календарным праздникам.

Приставы вправе лично посещать должника с 6 до 22 часов по рабочим дням, совершение рядовых исполнительных действий в выходные и праздники запрещено.

В ряде случаев время для посещения должника приставами-исполнителями не ограничено. Например, при угрозе сокрытия или порчи имущества до его взыскания.

Как проходит выездное взыскание задолженности

При личном посещении гражданина-должника любой выездной взыскатель обязан:

  1. Представиться (назвать ФИО и организацию, которую он представляет).
  2. Предъявить личные документы (служебное удостоверение).
  3. Назвать причину и цель беспокойства.
  4. Предъявить документы, подтверждающие право доступа в помещение (судебный приказ, исполнительный лист, постановление о начале исполпроизводства). Данные бумаги предъявляют только сотрудники ФССП.

Дальнейшие действия зависят от категории взыскателя.

По закону коллекторы вправе навещать недобросовестного заёмщика не чаще одного раза в неделю. Целью визита коллекторов может быть только напоминание о долге или обсуждение условий его погашения. Например, представитель коллекторской службы может предложить должнику пересмотр графика платежей или снижение суммы задолженности.

Важно: гражданин вправе отказаться от общения с коллекторами, написав соответствующее заявление. Сделать это можно через 4 месяца после возникновения просрочки. Если направить такое заявление раньше, оно будет недействительно.

Представители коллекторской службы не вправе:

  • Входить в квартиру без разрешения. Если гражданин не пустил взыскателей в дом, взаимодействие с ними возможно только на пороге или на лестничной клетке.
  • Посягать на имущество гражданина. Сотрудники коллекторских агентств не могут арестовывать и изымать собственность неплательщика.
  • Беспокоить родственников, друзей, знакомых неплательщика без его ведома и без их согласия. Если должник не имеет возражений, третье лицо должно предоставить коллекторам письменное согласие на коммуникацию.

Судебные приставы вправе навещать должника в отведённое для этого время неограниченное количество раз (объективно необходимых для осуществления действий по исполнительному взысканию). Например, если неплательщик владеет несколькими объектами недвижимости, пристав-исполнитель вправе посетить каждый из них. Цель сотрудников ФССП – обеспечить возврат задолженности кредитору. Поэтому их действия носят не предупредительный, а активный характер: приставы взыскивают долг посредством описи, ареста и изъятия имущества. Если гражданин не отказывается от общения с приставами, он вправе согласовать с ними удобное для визита время.

Важно: гражданин-должник не вправе препятствовать входу пристава в помещение. Если должник не пускает сотрудников ФССП в жилище или скрывается, они вправе вскрыть дверные замки для осмотра помещения, описи и взыскания имущества. За совершение противоправных действий (сокрытие или сознательная порча имущества, препятствие работе пристава) нарушителя могут привлечь к ответственности.

Судебные приставы наделены полномочиями:

  • входить в жилище должника без его разрешения (при наличии исполнительного документа);
  • посещать жилище неплательщика даже если он отсутствует (например, скрывается);
  • взаимодействовать с имуществом (описывать, арестовывать, взыскивать).

Коллекторы вправе навещать заёмщика при условии наличия задолженности. Визит судебного пристава возможен только в том случае, если заимодавец обратился в суд и получил исполнительный документ на принудительное взыскание средств с неплательщика.

Как подготовиться к визиту выездных взыскателей

Главная подготовка заключается в ознакомлении со своими правами и полномочиями взыскателей. Рекомендуем проконсультироваться с юристом или изучить положения закона:

  • 230-ФЗ перед общением с коллекторами;
  • 229-ФЗ перед взаимодействием с судебными приставами.

Выездное взыскание долга практикуется не всегда:

  • Большинство коллекторов общаются с недобросовестными заёмщиками звонками и смс-сообщениями, т.к. личная коммуникация не часто даёт результат. Полномочия коллекторов ограничены законом, а должник вправе полностью отказаться от взаимодействия с ними.
  • Приставы не станут навещать неплательщика, если денег на его счетах достаточно для погашения долга. В этом случае им проще направить в банк постановление о списании средств и не тратить время на розыск гражданина-должника или его имущества.

Приставы могут направить уведомление о предстоящем визите или согласовать время своего прихода с должником. Коллекторы же приходят неожиданно.

При общении с коллекторами должник вправе:

  1. Отказаться от общения: не пускать взыскателей в дом, не отвечать на вопросы без объяснения причины.
  2. Написать заявление с отказом от взаимодействия. В этом случае коллекторы не смогут направлять гражданину текстовые, голосовые сообщения и организовывать личные встречи. Отказ не распространяется на почтовую корреспонденцию.  
  3. Передать права на общение с коллекторами своему представителю. В качестве представителя может выступать только адвокат.
  4. Не принимать и не подписывать документы. Особенно если речь идёт об изменении условий соглашения. Например, коллекторы могут предлагать скидку от размера долга при условии, что вы примете решение и подпишете бумагу именно сейчас. Спешка и давление должны насторожить. Лучше взять паузу для внимательного ознакомления с бумагами (при необходимости – показать договор юристу).
  5. Жаловаться на недобросовестные действия сотрудников коллекторского агентства в ФССП, НАПКА, прокуратуру.

Если взысканием задолженности занялись приставы, лучше не пытаться скрыть от них своё местоположение и место нахождения имущества. Сотрудники ФССП вправе объявить в розыск как должника, так и его активы.

Права должника при взаимодействии с судебными приставами:

  1. Согласовать удобное для визита время.
  2. Попросить об отсрочке проведения исполнительных действий.
  3. Предложить порядок очерёдности изъятия активов.
  4. Жаловаться на превышение полномочий взыскателей в ФССП, прокуратуру, суд.

Заёмщик, который не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, может подать заявление о банкротстве. С имуществом (как и в случае исполнительного производства), придётся попрощаться. Зато оставшаяся непогашенной часть долга будет безвозвратно списана. Кредиторы не смогут требовать возврата денег даже если имущественное положение гражданина улучшится.

Метод выездного взыскания задолженности применяется коллекторами и приставами в случае, когда остальные способы воздействия на должника не принесли результата. Лучше всего попытаться договориться с кредитором до того, как долг перешёл к взыскателям. Банк может предоставить кредитные каникулы или согласиться на реструктуризацию кредита.





    Тема:

    подтверждаю свое согласие на обработку персональных данных.

    Подойдет ли вам банкротство?




      Выберите подходящее: