Банк России подготовил антирейтинг банков, основанный на анализе клиентских претензий. В список, ранжированный по количеству нарушений, попали известные финансовые учреждения. Теперь каждый желающий может ознакомиться с ренкингом и сделать выводы, стоит ли обращаться в тот или иной банк за кредитом.
Что показал ренкинг
Банк России усовершенствовал методику анализа данных и в дополнение к статусу банка начал учитывать размер клиентской базы. В отдельный рейтинг попали крупнейшие организации, которые заключили более 5 миллионов кредитных договоров, – они выдали населению 90% кредитов.
Индикатором для определения места послужило число обоснованных жалоб заемщиков на 100 000 договоров в ипотечном, потребительском и автокредитовании. В пятерке «лидеров» оказались Банк ГПБ, Альфа-банк, Совкомбанк, Почта Банк и ТБанк.
Выявлено, что наибольшее число нарушений банки допускают в ходе передачи информации в БКИ – от 22 до 64%. В остальном распределение претензий клиентов неравномерное. Например, Почта Банк побил рекорд в навязывании услуг – 67% жалоб. Зато только у него нет нарушений в процессе предоставления кредитных каникул. У Совкомбанка, наоборот, целых 24% претензий связаны с предоставлением заемщикам отсрочки, зато всего 21% его клиентов жаловались на навязанные услуги.
В дополнение Центробанк составил антирейтинг и других банков, которые выдают меньше кредитов гражданам.
Цель ренкинга
Рейтинги планируют формировать и публиковать ежегодно. ЦБ РФ преследует две цели:
- Защита прав потребителей банковских услуг. Граждане смогут выбирать банк для оформления кредита, опираясь на объективную и проверенную информацию о нарушениях.
- Повышение дисциплинированности кредитных организаций, сокращение количества нарушений и создание здоровой конкурентной среды в банковской сфере.
Кстати, еще один пример структурирования статистики мы можем наблюдать от ФССП. Служба составила примерный портрет должника, изучила, чем он занимается, как живет и с какими сложностями сталкиваются судебные приставы при взыскании долгов.